Сколок, нарисованный художником — это своеобразная перфокарта, по которой и создает свои затейливые узоры кружевница. Кружевница точно знает, где поставить булавочку, где сделать сцепочку, для неё не секрет все эти сложные схемы и разбросанные по всему листу точки. Только глянув на сколок, мастерица видит готовое изделие, которое зашифровано умелой рукой художника.
Работа художника отходит на второй план, когда видишь сплетенное кружево. А ведь на создание рисунка будущего изделия уходит ничуть не меньше времени, чем на его плетение.
Сейчас, когда широко используется копировальная техника, кружевницы, даже не задумываясь, копируют друг у дружки понравившиеся узоры: салфеточки и воротнички, жилетки и блузы, ценность работы художника совсем незаметна.
Многие кружевницы с широко открытыми глазами удивляются цене на новый сколок кружева, им и в голову не приходит, что это труд, который тоже может оплачиваться. Уважающий себя художник продает новые сколки, конечно же, с передачей авторских прав, по цене будущего изделия. В случае же массовой продажи цена за сколок значительно ниже и доступна всем желающим, здесь об авторских правах и речи не идёт.
А были времена, когда за возможность перерисовать – сколоть сколок платили деньги собранные всей деревней. Качество сколка при этом, конечно же, не улучшалось, да и для сколков бралась использованная прежде бумага: письма, конверты, афиши, которые сшивались нитками, чтоб добиться нужного размера листа.
Занимаясь в мастерской кружевного сколка Вологодского музея-заповедника очень интересно разбирать старые сколки, это именно «сколки». Сшитые толстыми нитками листы пожелтевшей бумаги, с пятнами времени, и совсем без обрисовки узора. Не каждая современная кружевница разберётся в этом нагромождении точек, а ведь так и выглядели переколотые сколки и наши бабушки в них разбирались и плели по ним. Есть даже образцы сколков мерного кружева на берестяных полосках, на них тоже только точки, и кто-то по ним плёл и создавал удивительные кружева для отделки барских нарядов.
Мне всегда было интересно, почему в старых кружевах решетки плелись только рядами, намного красивее круг выполнить
именно кругом, а не ломаной линией соединённой шаг за шагом, и посмотрев на эти старые сколки я поняла: переходы по краю полотнянки никто не прорисовывал, решётка вставлялась в изделие, соединялась с точками полотнянки и всё, сколок кружева готов. Мастерица, заполняя ряд за рядом, выплетала решетку без тупиков и пропусков.
В настоящее время, я занимаюсь созданием технических рисунков кружевных изделий – сколков. Работаю над редактированием и обработкой сколка в компьютерной программе CorelDRAW, но рисовать эскиз узора всё равно надо карандашом на бумаге, техника ни как не может заменить живое участие человека в любом творческом процессе.
>>>Создание сколка на компьютере (ознакомительный видео урок)
Если понравилась статья, нажмите кнопочку » g+1«, вверху или внизу статьи.
Оставить комментарий